Уже общепризнано, что Си Цзиньпин не против нарушить партийный устав, заповеди Дэн Сяопина и избраться на третий срок осенью этого года. Будет это или не будет, пока лучше не гадать. Скорее всего, сейчас торжествует примитивный подход, обещайте, что угодно, сажать и расстреливать будем потом. Я не верю, что Си Цзиньпин руководит КНР без учета мнения целой команды. Об этом свидетельствовал визит несколько лет назад Сергея Иванова в КНР. Его приняли иначе, чем Путина. Общался со всем Политбюро, разными закулисными лидерами, конечно, был принят Си Цзиньпином. Путин дальше Си Цзиньпина не допускается. Разница как между встречей с хозяином ресторана в ресторане и встречей с семьей и хозяином внутри его дома. Иванову прямо показали, что кроме Си Цзиньпина руководят КНР также другие люди.
Недавнее заявление Си Цзиньпина Байдену практически аналогично рассуждениям Суркова о ненужности демократии и торжестве тоталитаризма. Всё это указывает на единые, английские корни проповеди тоталитаризма. Тут мы должны задать себе вопрос – чем отличается для тоталитарной системы КНР переход от сменяемой власти к несменяемой. Система-то однопартийная, партия решает, партия провозгласила пресловутый демократический централизм.
Суть, конечно, не исчерпывается созданием условий для торжества геронтократии. Геронтократия вполне существует в США при всей двухпартийной системе, выборы в английский парламент тоже не мешают торжеству геронтократии. Внешне выборы сами по себе мало на что влияют. Посмотрите на демократически избранного Макрона, немножечко подтасовок на выборах делают ненужными надежды на некое народное правление.
Суть в другом. Когда лидера меняют на выборах, отношения по линии начальник – подчиненный и по линии начальник – аналогичный по месту в системе начальник иные. Вот будут выборы, думает подчиненный, изберут не моего начальника, на всякий случай можно иметь своё мнение, вдруг оно больше понравится наверху. Начальник общается с другим начальником – вот будут выборы, наши отношения могут измениться, надо дружить, надо держать нос по ветру и чуять перемены. В итоге больше интриг, мнений и наблюдательности в обществе. Когда лидер неизбираем и несменяем, нужно только держаться за конкретного своего начальника и думать только о своем участке работы. Работа внутри западных корпораций создала именно такой тип личности – лояльный, не привыкший знать намного больше своих прямых обязанностей, не имеющий надежд на карьеру в обход начальства. Да, есть шансы перейти в другую корпорацию с повышением, а в своей корпорации надо спокойно работать и не слишком качать права. Кстати, китайцы в обычной жизни тоже руководствуются аналогичными принципами.
В итоге в США гром на выборах, в работе упорный труд и согласие со стабильными, застойными с точки зрения социального лифта отношениями. В КНР вне точек роста ситуация аналогична. Впрочем, разницу между сменяемым и несменяемым начальство наверху продемонстрирую на знакомом примере.
А. Как наш Борис Николаевич? Подпишет бумаги?
Б. Борис Николаевич чуток отошел от вчерашнего, будет работать до обеда, далее неизвестно.
А. Будем надеяться, что наши бумаги рассмотрит и подпишет.
Б. Не уверен, боюсь предсказывать.
Второй вариант –
А. Как наш царь Борис? Подпишет бумаги?
Б. Царь Борис как всегда утром бодр. Но не уверен, что снизойдет до нашего дела.
А. Будем ждать, мы люди маленькие.
Б. Главное, что мы выполнили нашу задачу полностью – отдали бумаги наверх в срок.
Каждый молча вздыхает – никогда не знаешь, какой фортель эта пьянь выкинет. Но надо терпеть. Короче, безнадега, точка, ру.
Английский проект насаждения несменяемого руководства по всему земному шару вполне логичен – не можешь ускорить развитие Британии и возглавить мир, затормози мир, жить станет легче.
Но как руководить миром, если обратная связь нужна, а умные и активные люди не нужны? Тут мы приходим к идее Искусственного Интеллекта (ИИ). Фактически речь идет о создании системы, когда даже кухарка сможет руководить государством, поскольку работа кухарки будет сводиться к подписанию бумаг, распечатывающих указания ИИ. Отсюда странные глюки Винера об информации, производящей информацию, то есть самодостаточности. Отсюда мечты об уничтожении умников, поскольку система в них перестанет нуждаться. Английский проект бредов, но он вполне воплотим с учетом логики разложения власти. Это как продолжение Болонской системы – нам не нужны умники, нам нужны способные выполнить набор тестов.
Ситуация видна по критике оснащения российской армии. Да, есть отставание, но бумаги наверх отдают в срок. Да, олигархи варятся в собственном соку, давно потеряли связь с реальностью, просто пока нет ИИ, который за них думал шире, чем они привыкли. Военные вовремя рапортуют. Наверху успешно спускают указания вниз. Хорошие люди хотят понимать только проблемы своего участка работы, плохие люди сеют смуту, пытаясь что-то понять, но их вовремя ставят на место. Не хватает одного – чтобы ИИ думал за всех и сделал всех только винтиками.
Конечно, переизбрание Си Цзиньпина вызовет вздох облегчения в элитах всего мира, но Китай за это заплатит ту цену, которую аналогично заплатят другие страны. Впрочем, не будем гадать. Всё решится осенью.